Вы создали такие успешные и полезные для детей и родителей проекты, что Вас вдохновляло? Помогли ли проекты в развитии Вашим собственным детям? Как они воспринимают процесс образования и развития?
Меня всегда привлекал мир детей. Я работала вожатой в оздоровительном лагере и получала огромное удовольствие от общения с детьми. Было в этом что-то такое настоящее, искреннее, совсем другая «тусовка». Не скрою, дети меня очень любили, и это вдохновляло еще больше. Мы постоянно придумывали разные игры. Сложность была лишь в том, чтобы нам, вожатым, найти время на сон :) Если кому-то становилось совсем невмоготу, то мы отпускали партнера поспать и разыгрывали с детьми квест «Поиск пропавшего вожатого». Вовлечение было стопроцентное! Но даже проводя все студенческие лета в лагере, я не задумывалась о том, чтобы выбрать работу, связанную с детьми.
Все изменило рождение первого ребенка. Моя дочь перевернула мой мир! Я стала погружаться в совсем другую реальность и замечать проблематику родительства, которая раньше просто не существовала для меня.
Идея создания своего детского проекта выросла из моей потребности водить детей в «правильное место». Вообще, я уверена, что лучшее, что мы делаем, мы делаем для своих детей. В том далеком 2009 году в Петербурге существовало только два вида заведений — классические музеи и сумасшедшие парки с аттракционами. Ни то, ни другое не устраивало меня как маму. Мне хотелось сделать наполненное смыслом, доброе игровое пространство, где детям можно узнать что-то новое и при этом вести себя естественно. После моей вожатской практики я точно знала, что для детей естественно — это через игру.
С идеей первого пространства помогли мои дети (на тот момент их было уже двое). Когда мы читали сказки, они спрашивали, где живет тот или иной персонаж и можно ли к нему сходить в гости. Так родился музей-театр «Сказкин дом». В 2019 году он отметил 10-летний юбилей. Следом за ним появились музей занимательных наук «ЛабиринтУм» и город профессий «Кидбург». Моя жизнь окончательно стала связана с детскими проектами.
«Сказкин Дом», «ЛабиринтУм» и «Кидбург» изначально создавались как проекты «антишкола»: у нас можно играть, в школе — нет. У нас можно все трогать, изучать, исследовать, пробовать и, главное, выбирать САМОМУ себе деятельность. Школа такой возможности не предоставляла. В «Кидбурге» вариативность выбора огромна — ребенок реально может делать то, что ему действительно интересно.
Изначально проекты делались нами, ориентируясь на своих детей, я бы даже сказала для своих детей. И я, конечно, абсолютно точно могу сказать, что детям, прошедшим «школу» «Сказкиного Дома», «ЛабиринтУма», «Кидбурга», была сделана, как я это называю, прививка нормальности)) Влияние на их становление и развитие очевидно. Игровой подход вовлекает и позволяет раскрыться творческому потенциалу, развивает фантазию и мышление.
Мне кажется, такие «правильные» места, безусловно, сыграли и продолжают играть свою немаленькую роль в формировании навыков и качеств моих детей и множества других ребят.
Главный из этих навыков – желание оставить след, вызвать некое последствие своей деятельности, создать движение вокруг! Они обладают навыком побуждения к созданию своего, нового. Для меня – это самое важное.
Все изменило рождение первого ребенка. Моя дочь перевернула мой мир! Я стала погружаться в совсем другую реальность и замечать проблематику родительства, которая раньше просто не существовала для меня.
Идея создания своего детского проекта выросла из моей потребности водить детей в «правильное место». Вообще, я уверена, что лучшее, что мы делаем, мы делаем для своих детей. В том далеком 2009 году в Петербурге существовало только два вида заведений — классические музеи и сумасшедшие парки с аттракционами. Ни то, ни другое не устраивало меня как маму. Мне хотелось сделать наполненное смыслом, доброе игровое пространство, где детям можно узнать что-то новое и при этом вести себя естественно. После моей вожатской практики я точно знала, что для детей естественно — это через игру.
С идеей первого пространства помогли мои дети (на тот момент их было уже двое). Когда мы читали сказки, они спрашивали, где живет тот или иной персонаж и можно ли к нему сходить в гости. Так родился музей-театр «Сказкин дом». В 2019 году он отметил 10-летний юбилей. Следом за ним появились музей занимательных наук «ЛабиринтУм» и город профессий «Кидбург». Моя жизнь окончательно стала связана с детскими проектами.
«Сказкин Дом», «ЛабиринтУм» и «Кидбург» изначально создавались как проекты «антишкола»: у нас можно играть, в школе — нет. У нас можно все трогать, изучать, исследовать, пробовать и, главное, выбирать САМОМУ себе деятельность. Школа такой возможности не предоставляла. В «Кидбурге» вариативность выбора огромна — ребенок реально может делать то, что ему действительно интересно.
Изначально проекты делались нами, ориентируясь на своих детей, я бы даже сказала для своих детей. И я, конечно, абсолютно точно могу сказать, что детям, прошедшим «школу» «Сказкиного Дома», «ЛабиринтУма», «Кидбурга», была сделана, как я это называю, прививка нормальности)) Влияние на их становление и развитие очевидно. Игровой подход вовлекает и позволяет раскрыться творческому потенциалу, развивает фантазию и мышление.
Мне кажется, такие «правильные» места, безусловно, сыграли и продолжают играть свою немаленькую роль в формировании навыков и качеств моих детей и множества других ребят.
Главный из этих навыков – желание оставить след, вызвать некое последствие своей деятельности, создать движение вокруг! Они обладают навыком побуждения к созданию своего, нового. Для меня – это самое важное.
Вы первыми в России реализовали систему edutainment, которую сейчас начинают использовать многие образовательные и развлекательные проекты, как Вы пришли к тому, что нужно развивать именно это направление? Есть ли какие-либо свидетельства, что такой подход дает ребенку больше, чем простая игра или простое обучение?
Образование в современном мире – это намного больше, чем просто получение знаний и отработка упорядоченных и последовательных действий. Образование – это все, что происходит с ребенком на пути его взросления, становления личности. Школы, колледжи и университеты уже давно вышли за пределы своих зданий.
Быть востребованным, иметь занятие, которое приносит не только доход, но и радость и удовольствие, уметь приспосабливаться к постоянным изменениям и при этом успевать жить «здесь и сейчас» – это немногие из тех вызовов, которые сейчас стоят перед нашими детьми, выпускниками.
Образование решает непростые задачи – как комбинировать hard skills и soft skills, как сделать процесс обучения эффективным и современным, как оценивать результаты и, что, как мне кажется, наиболее актуально, – как сделать процесс обучения увлекательным, как сделать так, чтобы дети «чего-то хотели в этой жизни».
Краеугольный камень любого образования – это мотивация. Из моего семейного и профессионального опыта могу сказать, что самый сильнейший мотиватор – это интерес. Более того, если мы говорим о детях, то вся их сущность в этом – делать то, что интересно. Ребенок никогда не прекратит делать то, что ему действительно интересно. И хорошо бы, чтобы это понималось, принималось и использовалось в образовании.
Мое личное отношение к школе всегда было очень настороженное. Мне казалось, что что-то не так в системе, что школа не использует, как бы это сказать, СИЛЬНЫЕ стороны детства. Вместо того чтобы развивать любознательность (а она присутствует в любом ребенке, и максимально просто ее развивать), школа вводит кучу ограничений и правил. Вместо того чтобы разжигать естественную потребность в изучении мира вокруг, школа дает информацию, которая никак не помогает в процессе исследования мира. Зачастую школа гасит самое естественное, что есть в детях, – любопытство. При этом я знаю очень много прекрасных учителей, педагогов, которые влюбляют в свой предмет, и отдаю им низкий поклон. Но я говорю сейчас о школе в целом. И, к сожалению, взрослых, работающих по принципу «так положено», намного больше. Видимо, так учит система. Для учителя сегодня вырваться из системы – это всегда вызов, а если нет поддержки директора, то это еще сложнее. А должно же быть наоборот! Учителя должны радоваться процессу учебы вместе с детьми, разжигать искры талантов и способностей, использовать естественную потребность ребенка в игре и природную любознательность – и это не должно идти против системы.
И слава богу, такие школы стали появляться в нашей стране. Руководство подобных школ разделяет ценности, о которых я говорила выше, и транслирует их учителям. При этом важно понимать, что дети здесь не играют без конца во что хотят, нет. Учебная нагрузка достаточно большая, но при этом школе удается сделать так, чтобы сам процесс был в радость. Таким школам удается использовать сильные стороны детства.
Природное любопытство и интерес – это два ресурса, которые присутствуют в детях в неограниченном количестве. Как их использовать? Это не сложно – с помощью естественной потребности ребенка в игре. Игра – это потрясающий инструмент для образования, и все наши проекты построены на фундаменте игры. Обучение через игру – самое естественное и (!!!) самое простое, как мы можем поддержать любопытство и интерес. Игровой подход в обучении – это удивительный способ передачи знаний, компетенций, развития навыков через создание впечатлений и эмоций, и это работает. Знание вместе со впечатлением запоминается, ассоциативная память работает так.
Навыки, столь востребованные в современном мире, ну просто сам бог бог велел отрабатывать в игре.
Быть востребованным, иметь занятие, которое приносит не только доход, но и радость и удовольствие, уметь приспосабливаться к постоянным изменениям и при этом успевать жить «здесь и сейчас» – это немногие из тех вызовов, которые сейчас стоят перед нашими детьми, выпускниками.
Образование решает непростые задачи – как комбинировать hard skills и soft skills, как сделать процесс обучения эффективным и современным, как оценивать результаты и, что, как мне кажется, наиболее актуально, – как сделать процесс обучения увлекательным, как сделать так, чтобы дети «чего-то хотели в этой жизни».
Краеугольный камень любого образования – это мотивация. Из моего семейного и профессионального опыта могу сказать, что самый сильнейший мотиватор – это интерес. Более того, если мы говорим о детях, то вся их сущность в этом – делать то, что интересно. Ребенок никогда не прекратит делать то, что ему действительно интересно. И хорошо бы, чтобы это понималось, принималось и использовалось в образовании.
Мое личное отношение к школе всегда было очень настороженное. Мне казалось, что что-то не так в системе, что школа не использует, как бы это сказать, СИЛЬНЫЕ стороны детства. Вместо того чтобы развивать любознательность (а она присутствует в любом ребенке, и максимально просто ее развивать), школа вводит кучу ограничений и правил. Вместо того чтобы разжигать естественную потребность в изучении мира вокруг, школа дает информацию, которая никак не помогает в процессе исследования мира. Зачастую школа гасит самое естественное, что есть в детях, – любопытство. При этом я знаю очень много прекрасных учителей, педагогов, которые влюбляют в свой предмет, и отдаю им низкий поклон. Но я говорю сейчас о школе в целом. И, к сожалению, взрослых, работающих по принципу «так положено», намного больше. Видимо, так учит система. Для учителя сегодня вырваться из системы – это всегда вызов, а если нет поддержки директора, то это еще сложнее. А должно же быть наоборот! Учителя должны радоваться процессу учебы вместе с детьми, разжигать искры талантов и способностей, использовать естественную потребность ребенка в игре и природную любознательность – и это не должно идти против системы.
И слава богу, такие школы стали появляться в нашей стране. Руководство подобных школ разделяет ценности, о которых я говорила выше, и транслирует их учителям. При этом важно понимать, что дети здесь не играют без конца во что хотят, нет. Учебная нагрузка достаточно большая, но при этом школе удается сделать так, чтобы сам процесс был в радость. Таким школам удается использовать сильные стороны детства.
Природное любопытство и интерес – это два ресурса, которые присутствуют в детях в неограниченном количестве. Как их использовать? Это не сложно – с помощью естественной потребности ребенка в игре. Игра – это потрясающий инструмент для образования, и все наши проекты построены на фундаменте игры. Обучение через игру – самое естественное и (!!!) самое простое, как мы можем поддержать любопытство и интерес. Игровой подход в обучении – это удивительный способ передачи знаний, компетенций, развития навыков через создание впечатлений и эмоций, и это работает. Знание вместе со впечатлением запоминается, ассоциативная память работает так.
Навыки, столь востребованные в современном мире, ну просто сам бог бог велел отрабатывать в игре.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Макаренко А. С.
Креативность, мастерство, рассудительность, умение принимать решения и действовать сообща, самостоятельность и саморегуляция, самоорганизация, кооперация, системное и критическое мышление и другие навыки – отрабатываются в игре, как еще?
Игра может быть направленной, организованной, в игре есть правила и допустимый «код» поведения, мотивация к познанию в игре – высочайшая, освоение навыков происходит само собой. Освоив игровые методики, процесс образования можно и нужно сделать интересным.
Что еще важно – чтобы место получения образования было тем местом, где ребенку рады, где царит дружелюбная обстановка и есть улыбающиеся взрослые. Место получения знаний и развития навыков должно быть местом РАДОСТИ. Передача знаний и развитие навыков из состояния радости – это половина успеха в деле создания мотивации.
Зачастую всё, чем недовольны взрослые в поведении детей, – во взрослой жизни оказывается совершенно необходимыми навыками. Это важно!
Если мальчик проявляет исключительную изобретательность в попытках сорвать урок, то во взрослой жизни его исключительная изобретательность непременно поможет ему (да простят меня учителя за такой пример).
Если надоедает без конца своими вопросами, то во взрослой жизни это качество поможет развить критическое мышление.
Если добивается своего правдой и неправдой, постоянно расшатывает границы принятого, то во взрослой жизни его желание добиться своего поможет стать успешным.
Игра может быть направленной, организованной, в игре есть правила и допустимый «код» поведения, мотивация к познанию в игре – высочайшая, освоение навыков происходит само собой. Освоив игровые методики, процесс образования можно и нужно сделать интересным.
Что еще важно – чтобы место получения образования было тем местом, где ребенку рады, где царит дружелюбная обстановка и есть улыбающиеся взрослые. Место получения знаний и развития навыков должно быть местом РАДОСТИ. Передача знаний и развитие навыков из состояния радости – это половина успеха в деле создания мотивации.
Зачастую всё, чем недовольны взрослые в поведении детей, – во взрослой жизни оказывается совершенно необходимыми навыками. Это важно!
Если мальчик проявляет исключительную изобретательность в попытках сорвать урок, то во взрослой жизни его исключительная изобретательность непременно поможет ему (да простят меня учителя за такой пример).
Если надоедает без конца своими вопросами, то во взрослой жизни это качество поможет развить критическое мышление.
Если добивается своего правдой и неправдой, постоянно расшатывает границы принятого, то во взрослой жизни его желание добиться своего поможет стать успешным.
Какими проектами Вы сейчас занимаетесь и какие планы на будущее?
Год назад мы с партнером открыли еще одно классное место – Московский ЛисаПарк. Это тематический парк, построенный по авторской легенде. Я написала детскую сказку про дружную лисью семью, которая обосновалась в Рыжей долине и живет там в добрососедских отношениях с другими зверями. Именно эта долина и воссоздана в реальности в парке. Наш ЛисаПарк – это прежде всего про семейные ценности, играя в нем, дети проникаются ими. Снова через игру мы транслируем самое важное. Моральное, нравственное воспитание через легенду, через сказку, через передачу мудрости поколений в игровой форме – вот наша задача. У детей формируется насмотренность, они погружаются в определенную добрую и конструктивную среду, где все живет по законам сотрудничества, добрососедства, взаимопомощи – дети считывают эти вещи. Играя, они приобретают незаменимые навыки – как договариваться, как соблюдать границы другого, как соблюдать правила. Кроме того, они знакомятся с литературой, искусством, они учатся новому. Да, в конце концов, им просто интересно и весело – а эти два верных спутника игры приносят самый мощный образовательный эффект.
Как мне кажется, чтобы развить сильные качества личности, развить мотивацию к познанию, развить необходимые для жизни и будущей занятости навыки, образование должно по максимуму использовать игру.
Как мне кажется, чтобы развить сильные качества личности, развить мотивацию к познанию, развить необходимые для жизни и будущей занятости навыки, образование должно по максимуму использовать игру.
«Правильное место», о котором я говорила в начале, – это, получается, синоним «обучения через игру».
Игровые образовательные пространства – это те места, в которые ребенку всегда хочется вернуться, и это то, о чем родители будут рассказывать друг другу. Пространства, наполненные атмосферой и смыслами, добром и весельем.
Мы с командой создаем именно такие пространства и видим в этом свое предназначение, свою миссию.
Екатерина Андреевская,
партнер креативного бюро KidsForce
Мы с командой создаем именно такие пространства и видим в этом свое предназначение, свою миссию.
Екатерина Андреевская,
партнер креативного бюро KidsForce